Одностраничный сайт: Разрушая мифы
Одна страница, две точки зрения
В кругах веб-дизайнеров, равно как и веб-маркетологов, давно ходят споры о том, склонны ли пользователи прокручивать контент. Согласно традиционной концепции, которая давно укоренилась в умах многих веб-специалистов люди читают исключительно то, что изначально находится в области видимости без прокрутки. В маркетинге этот подход называют "Выше линии изгиба" (Above the Fold). Собственно, весь смысл и история появления данной концепции вытекает из ее названия, которое изначально подразумевало место приоритетного расположения основных заголовков и анонсов в газете, которыми редакторы пытались привлечь внимание людей.
Еще в далекие для Интернета 60-е годы Дэвид Огилви, признанный "отцом рекламы", доказал, что 83% читателей читают только заголовки, и лишь остальные 17% дочитают статью до конца. Практически аналогичный результат был получен и намного позже в 2006 году Якобом Нильсеном, исследования которого говорили, что 77% пользователей не прокручивают страницу сайта и, следовательно, видят только то, что находится "выше линии изгиба".
Противоположная точка зрения не отрицает значимость размещения важного контента "выше линии изгиба", но оспаривает фундаментальность таких утверждений, а именно их универсальную эффективность для любого сайта. При этом, в качестве обоснования приводятся результаты A/B-тестов конкретных сайтов, согласно которым перемещение CTA элемента (Call To Action - призыв к действию на посадочной странице) в самый низ страницы приводит к существенному повышению конверсии, в некоторых случаях до 300%!
Когда одностраничный сайт работает
Для того, чтобы понять противоречивость результатов вышеупомянутых тестов, а также найти какое-то объяснение растущей популярности одностраничных сайтов необходимо принять во внимание, что предметом первых исследований было множество сайтов, тогда как другие проводились на конкретных веб-ресурсах. Кроме того, эра печатных изданий прошла, а технологии веб-разработки развиваются с каждым годом, предоставляя динамичные интерактивные возможности взаимодействия пользователя с контентом.
Это свидетельствует о том, что есть и другие факторы, которые оказывают влияние на поведение пользователя, а именно напрямую влияют на его мотивацию к дальнейшему изучению сайта. К таким факторам можно отнести:
- Визуальный дизайн сайта
- Юзабилити
- Интерактивность
- Актуальность информации
- и, гораздо более важно, Эффективность контента с точки зрения изложения, правильной разбивки содержания, заголовков и т.д.
В отличие от традиционного многостраничного дизайна, который побуждает пользователей кликать по всему сайту в поиске важной информации, концепция одностраничного сайта подразумевает более интересный повествовательный подход. Поэтому, для успешной и эффективной реализации одностраничного сайта, все от дизайна до контента должно быть подчинено данному подходу. Проще говоря, пользователь обязательно начнет и будет прокручивать Ваш сайт ровно до тех пор, пока ему будет интересно.
Чтобы сайт смотрелся привлекательно необходимо:
- Условно разделить страницу на области просмотра
- Избегать представления контента в виде простого текста с картинками, больше ориентироваться на рекламный подход
- Использовать крупные формы: размеры шрифтов, изображений, элементов страницы
- Акцентировать внимание правильно составленными заголовками с комментариями
- Сосредоточиться на качестве: иллюстрации и графика, стилизация, интересные внедренные шрифты
- Обеспечить эффектную анимацию элементов при прокрутке страницы
- Реализовать возможность анимированной навигации по странице
Сфера применения
Разработка сайта с использованием одностраничного дизайна не имеет каких-либо отраслевых ограничений и не определяется направлением деятельности компании. Вместе с тем, такая форма представления и подачи контента не предполагает использование на сайтах с большим объемом контента и информации. Для них наиболее оптимальным решением будет реализация классической информационной структуры и постраничной навигации. В свою очередь, одностраничные сайты хороши и эффективны для наглядного представления небольшого количества товаров, услуг, описания маркетингового предложения (оффера) и реализации посадочных страниц.
Сегодня все чаще можно встретить сайты, реализующие комбинированных подход. К примеру, одностраничный сайт, на котором каталог товаров или блог вынесен на отдельную страницу. Или же, наоборот, многостраничный сайт, точечно использующий одностраничный подход, например, для описания проектов. Это позволяет первым снять ограничения по количеству продвигаемых в поисковых системах запросов, а вторым - более качественно с визуальной точки зрения, стильно и интересно рассказать о товаре/услуге/проекте.